НЕБО ЛОНДОНА
история голубого топаза
С каким цветом ассоциируется у вас топаз? Ставим 9 из 10, что вы ответили – голубой! Но, так было далеко не всегда.

История
В XIII веке топаз считался одним из самых уважаемых камней – папа Иннокентий III ставил его в ряд с изумрудом и сапфиром, и наделял сакральными смыслами, сравнивая прозрачность топаза с чистотой помыслов.

Сейчас кажется странным – почему бы не приписать небесно-синему минералу небесные же смыслы? Но, скорее всего, глава католической церкви просто никогда не видел природного голубого топаза – бывшего и остающегося чрезвычайной редкостью.

Именно благодаря отсутствию цвета в эпоху ренессанса топаз служил главной имитацией алмаза. Позже, в континентальной Европе в моду вошли топазы теплых оттенков, эффектно оттеняющие настоящие бриллианты в крупных корсажных брошах. Эта мода продлилась вплоть до Григорианской эпохи, сохранившей множество сентиментальных женственных украшений с коньячными, пудрово-розовыми и бесцветными топазами.

Культурный след этих украшений распространился по всему миру настолько, что если бы мы спросили у современных азиатов о главном цвете топаза, то они бы назвали розовый или красный, а европейцу на ум сразу пришел бы желтый. Как же так получилось, что американцы и россияне полюбили голубой цвет топаза настолько, что практически забыли про остальную его палитру?

Эра облагораживания
Всё дело в эре успешного облагораживания топаза, которая началась в 1980-х годах и подарила нам три заветных оттенка:
Sky, Swiss и London Blue.

Для того, чтобы добиться этих цветов, исследователям пришлось скопировать природные процессы, превращающие бесцветный топаз в голубой – и они справились с этой задачей блестяще:

  • Sky Blue – нежный оттенок, получивший популярность благодаря сходству с цветом аквамарина и быстрой технологии облагораживания: 2-3 часовым облучением гамма-частицами кобальта 60.
  • Swiss Blue – электрик блю, цвет карибского моря, напоминающий сверхпопулярный турмалин параиба. Добиться швейцарского синего цвета сложнее, чем небесного. На этот раз в ход идут дорогостоящие линейные ускорители частиц и системы постоянного охлаждения кристаллов, предотвращающие их растрескивание.
  • London Blue – макси блю, чернильный или стальной – самый глубокий и дорогой цвет топаза, который является результатом нейтронной бомбардировки. Отличная проникающая способность нейтронов решает проблему нагрева поверхности кристаллов и их разрушения и, к тому же, создает очень равномерную и глубокую окраску, сравнимую с танзанитом.


Sky Blue
Swiss blue
London blue
Сильные стороны
Во всех случаях топаз подвергается последующей щадящий термической обработке, закрепляющей цвет и делающей его буквально вечным. Это выгодно отличает облагороженный топаз от природного, потому что энергетическая природа окраски натурального топаза часто уязвима к солнечному свету и может со временем просто исчезнуть.

И это не единственное преимущество голубого топаза! В отличие от многих драгоценных камней первого порядка – он часто образует очень крупные и очень чистые кристаллы, что является редкостью для цветного прозрачного камня с высокой твердостью. А бережное отношение к кристаллам – чистка с помощью мыльного раствора и мягкой щетки, отсутствие контакта с бытовой химией и избегание ультразвукового очищения, позволит сохранить ваши эффектные украшения с топазами для будущих музейных коллекций.